|
Проблемы специальности 2202 "Автоматизированные системы обработки информации и управления"
В Ярославском химико-механическом техникуме в 2002 году состоится уже второй выпуск специалистов
по этой специальности. Поэтому можно подвести некоторые итоги, связанные с подготовкой специалистов по новым престижным направлениям.
Проблемы можно свести к некоторой группе факторов:
- Материальная база специальности
- Преподаватели
- Учебные планы и программы
- Контингент, желающий стать специалистами в этой области
Материальная база специальности
Есть специальности, которые не предъявляют высоких требований к наличию развитой материальной базы. Для этого
достаточно иметь базовые предприятия, практика на которых позволит получить необходимые навыки. К сожалению, к специальности 2202 это не относится.
Редко кто допускает студентов-практикантов к современному оборудованию. Вывод один – должна быть самая современная база в техникуме, включающая лаборатории по ремонту ПК, инсталляции операционных систем, развитое серверное хозяйство,
кабинеты для выполнения курсовых и дипломных проектов. Те предприятия, которые в порядке оказания помощи учебному заведению передают устаревшие модели ПК, обрекают студентов на изучение морально устаревшего программного обеспечения.
Правда, для специальности 2202 устаревшие модели ПК подходят в плане изучения той техники, с которой им, возможно, придется столкнуться на производстве.
Преподаватели
Не один раз приходилось читать критику в адрес преподавателей, как со стороны фирм, так и со стороны студентов. Действительно тут много проблем. Существую такие цифры:
на 80-100 обучаемых приходится один специалист по информационным технологиям. От уровня его подготовки зависят знания этих 100 человек. Область информационных технологий очень динамично развивается, информация порой устаревает, так и не дойдя до пользователя этой информации. В этих условиях преподаватель должен иметь достаточно времени и средств на свою переподготовку.
К личности преподавателя тоже однозначно можно предъявить требование – способность к постоянному переобучению, способность к внедрению нового (способность к инновациям).
Другой стороной этой проблемы является то, что преподаватель, работающий в области информационных технологий, теряет монополию на знания. Так как благодаря доступности информации через Internet,
студент сам может получить знания самостоятельно. В этом случае преподаватель должен уже выступать как консультант, как человек, который учит студентов умению учиться. Им ведь тоже надо будет постоянно доучиваться, если они хотят быть специалистами в своей области.
Увы, система подготовки и переподготовки на всех уровнях далека от совершенства, да и честно надо признаться, что это удовольствие стоит больших денег, а учебные заведения порой их не имеют. Может отдельные российские фирмы, и обратят на это внимание.
Учебные планы и программы
Планы и программы составляют те же преподаватели, о которых мы говорили выше, поэтому от степени их профессионализма зависят и требования к специалистам, воплощенные в требованиях Государственного образовательного стандарта по специальности 2202.
По этой специальности требования должны быть очень гибкими, учитывающими специфику этой области знаний.
Контингент, желающий стать специалистами в этой области
Контингент – это проблема. Надеемся, что может кто-то из родителей, прочитав эту статью, задумается.
Для родителей дети это дети, для работодателей – это специалисты,
которым можно доверить дорогостоящую технику и возможно даже стратегию развития предприятия в области информационных технологий.
В учебном заведении отношение к студентам двоякое – это и дети, за которых просят родители, это и специалисты которых порой делают специалистами насильно. Престижность всякой специальности имеет одну побочную сторону: хотят учиться все, порой те, кто к этой специальности не имеет ни какой склонности. В учебном заведении все так же качество работы оценивается по среднему баллу успеваемости, а жестких критериев качества подготовки специалиста пока не существует. Вот и мучаются студенты, которым специальность выбрали родители, они не хотят учиться, а их фактически с двух сторон заставляют. Возникает вопрос – а что потом будет с таким специалистом? Одно радует, что есть и способные студенты, вот только преподаватель порой ориентируется на слабых студдентов, снижая тем самым уровень преподавания. Поэтому всегда должен быть механизм, который позволит избежать этих проблем.
В.Н.Веденев, А.М.Гелоян
Кто работает в Центре?
|